19.02.2016

Вышивка под огнем

Грохот снарядов снова заставит французских крестьянок стремглав укрыться в их убежищах — подвалах, но они непременно вернутся назад, чтобы забрать оставленные снаружи вышивания… В этих нескольких строках из письма, датированного июлем 1916 года, описан эпизод Первой Мировой Войны: «Несмотря на грохот канонады и огненные вспышки, женщины в своих домах продолжают вышивать. Когда раздается звук летящего снаряда, они бегут в укрытия, а после произошедшего взрыва тотчас отправляются обратно, и берутся за свою работу… В убежищах много вышитых и нарисованных ориентиров и знаков, указывающих каждому желающему укрыться на наиболее безопасные места и их вместимость. Эти красочные метки оставляют женщины, чьи мужчины — сыновья, мужья, отцы — на фронте или ранены или убиты...»

Shell.jpg

Клагет Уилсон. «Цветок смерти — разрыв тяжелого снаряда. Не о том, как он выглядит. А о том, как он ощущается, звучит и пахнет». Приблизительно 1919 год. Место нахождения — «Смитсоновский музей американского искусства».

2011.0086_Blog.jpg

Вышивка на военную тематику, выполненная на мешках французскими рукодельницами в течение Первой Мировой Войны.

2011.0086_Blog2.jpg

Вышивка военной тематики, выполненная на мешках французскими рукодельницами в течение Первой Мировой Войны.

Прочитав эту выдержку из письма, не перестает удивлять тот факт, что под огнем близлежащего фронта обычные гражданские женщины находили силы не покладая рук расшивать предметы домашнего обихода. Такие уникальные работы хранятся в «Смитсоновском музее американского искусства», коллекция «Вооруженной силы». 

Объединенные силы Великой войны — были основной темой для рукоделия в те годы. Особенно часто вышивка на военную тематику (мужественные солдаты, флаги, гербы и даже Эйфелева башня с летающими над ней истребителями, оберегающими город) наносилась на картины. В этом же письме, помимо рассказа о труде женщин, находились и несколько небольших вышивок, которые сейчас бережно хранятся в коллекции музея.

2011.0086.20_Blog_0.jpg

Футляр для расчески, на котором изображены аэропланы, стерегущие Париж.

И все-таки, почему женщины рисковали жизнями, чтобы расшить предметы обихода? В то время как их отцы, мужья, сыновья боролись за свою страну, эти женщины боролись за средства существования, восстановление разрушенных войной сёл, домов и хозяйств. Военная тематика вышивки крестом и непосредственно изделия «Сообщества Занятости Женщин Франции» продавались в Америку, а все вырученные средства направлялись обратно к рукодельницам и их семьям. Вышивкой крестом военных мотивов женщины прокармливались зимой, а в теплые месяцы они неустанно работали в поле.

Refugees_Hattonchatel.jpg

Уильям Джеймс Эйлворд (военный художник армии Соединенных Штатов времён Первой мировой войны) «Возвращение беженцев» Hattonchatel 1918 г.

Об «Обществе занятости женщин Франции» до наших дней сохранилось не так много информации, но известно, что существовали и другие подобные организации, рассредоточенные в нескольких регионах Франции.

Одной из таких организаций стал «Американский комитет Разрушенной Франции» (сокращенно ACDF), во главе которого стояли две женщины: Энн Морган (дочь финансиста Дж. П. Моргана) и врач Энн Мюррей Дайк. ACDF изначально формировался на базе «Американского Фонда Французских Раненных» (сокращенно AFW — гуманитарная организация для военных, основанная американскими женщинами). Уход за ранеными французскими солдатами был главным направлением деятельности фонда AFW, но вскоре организация стала уделять внимание и восстановлению, поддержанию французской гражданской жизни. Для этого в «Американском Фонде Французских Раненных» был создан специальный «Гражданский отдел», который, благодаря Энн Морган и Энн Мюррей, вскоре и преобразовался в самостоятельное учреждение ACDF.

Annes.jpg

Фото (серебряно-желатиновая печать) Энн Морган и Энн Мюррей Дайк — основательницы фонда «Американский комитет Разрушенной Франции». Блеранкур, приблизительно 1919-1921 год. 

Женщины из комитетов ACDF и AFFW были дамами среднего и высшего класса. Они надели форму и стали помогать страдающим от войны. Добровольцы ACDF ездили во Францию, без компенсации фонда сами оплачивали свою дорогу, и работали за правое дело — помочь французским беженцам вернуться к нормальной жизни.

Они собирали пожертвования от американцев: деньги, еду, домашний скот, одежду и предметы домашнего обихода, — все, что могло пригодиться людям, чтобы выжить. На базе ACDF открылись фермы, диспансеры, школы для французских детей и швейные мастерские, где женщины могли бесплатно смастерить себе постельное белье и другие принадлежности для хозяйства. Гуманитарная помощь фонда продолжалась и после 1918 года: до тех пор, пока организация ACDF официально не передала бразды правления и всю свою собственность французами в июле 1924.

Napkins.jpg
Коктейльные салфетки с гербами стран-союзников

Женщины ACDF и AFFW начали ломать традиционное представление о работе военных гуманитарных фондов: они стали занимать все более активные организаторские роли в обществе по оказанию помощи людям, оставшимся без крова и средств существования. 

Все они: американки среднего класса и представительницы высшего сословия, а так же французские крестьянки, под огнём расшивавшие предметы домашнего обихода, — различными путями и способами находили возможность не на поле боя, а в тылу сражаться за себя, друг за друга, и за свои страны во время Первой Мировой Войны.

Источник: http://americanhistory.si.edu/blog/embroidery-under-fire
Перевод: Мария Павлова


Возврат к списку


Купить в один клик


Отправить

Обратный звонок


Отправить