26.01.2017

Интервью с художником-иллюстратором Ольгой Ионайтис

Мы взяли интервью у одного из самых востребованных художников-иллюстраторов нашей страны Ольги Ионайтис. Её иллюстрации украшают детские книги, на основе ее рисунков производятся красочные наборы для вышивания.

Вы работаете с детскими сказками и сказочными сюжетами. Как этот опыт влияет на вас как на профессионала? Что он дает художнику? 

Работа со сказками и сказочными сюжетами требует от художника особого склада мышления, как правило, на это способны только люди, которые до глубокой старости сохраняют в себе внутреннего ребёнка. Дети не разделяют реальный мир и вымышленный, для них сказочные существа живут вокруг нас. Если удаётся сохранить в себе это ощущение, то в каждой мшистой кочке, у каждого ручья, за каждым деревцем будут чудиться волшебные обитатели, которые придают кусочкам реального мира (подсмотренным на натуре) новое чудесное звучание. Можно назвать это фантазией, можно — более расширенным восприятием мира. Но совершенно точно именно это качество не даёт стареть душе.

Катание на коньках

У каждой вашей иллюстрации есть особая индивидуальная атмосфера. Как вы этого добиваетесь? Какими художественными средствами? 

Я работала в разных техниках, и до сих пор продолжаю пробовать разные материалы. Но самый любимый способ выражения — акварель. Ничто не даёт такого невероятного свечения, теплоты, воздушности, как правильно сделанная акварельная работа. Иногда использую акварельные карандаши для придания лёгкого флёра поверх уже готовой картинки. Работаю по старинке, лессировками, причём время просыхания между слоями довольно длительное, до суток. Только это позволяет набрать глубокий тон и сохранить прозрачность.

У каждой вашей работы есть сюжет, индивидуальная история. Действительно ли это важно для качественной иллюстрации? 

Если говорить о станковых работах, то без сюжета и браться за них бы не стоило. По сути, это готовые истории, рассказанные на листе бумаги. Я не вижу иначе. Собственно, я ведь книжный художник, привыкла работать с текстами, играя вторую скрипку после автора, расширяя и расцвечивая придуманный им мир. Меня это не тяготит, я никогда не пытаюсь перетянуть внимание на себя, ведь именно это и является, на мой взгляд, задачей иллюстратора. А в станковых картинках всё происходит спонтанно. Иногда это особенный кусочек пространства, увидев который я моментально додумала остальное, иногда сначала возникает тема... потом находится антураж. По-разному. Несложно придумать и историю, в конце-концов, в своё время я всерьёз выбирала меду Литературным институтом и Полиграфическим, да и первые несколько книг вышли авторскими, с моими же текстами. Потом сосредоточилась всё же на рисовании, но мечтаю когда-нибудь записать всё это и издать книгой...

Искушение

У каждой вашей работы есть сюжет, индивидуальная история. Действительно ли это важно для качественной иллюстрации? 

Историй очень много, про каждую картинку  можно было бы что-то рассказать... Ну, допустим, «Искушение» (рабочее название автора, — прим. ред.) Как-то зимой мы ездили в Переславль-Залесский, в дом творчества. Отправились в первый же вечер гулять по городу, неспешно, в валенках — был страшный мороз. Деревья в инее, над городом плывёт печной дым... И вдруг вышли к дому, густо засаженному старыми яблонями, с которых никто не собрал яблок. Тяжёлые ветки в замороженных красных плодах гнулись до земли, поблёскивало вечернее солнце, поскрипывал снег.... Через несколько дней появилась картинка!

Вы художник с богатым опытом. Возникают ли у вас проблемы с подбором образов и идей для работ? 

Нет, проблем с подбором образов не возникает. Проблемы в основном в хронической нехватке времени для их реализации. Иногда сильно жалею, что у меня не шесть рук.

Иней

Каких художников вы цените как мастеров своего дела и почему? 

Прекрасных художников много, но для меня ценнее и дороже мои коллеги — иллюстраторы. Не буду называть имён, потому что слишком многих хочется назвать, но регулярно покупаю новые книги только ради иллюстраций. Неважно, что у меня уже есть несколько книг с одним и тем же текстом, картинки-то разные! Каждый раз это восхитительное путешествие в мир образов, созданный мастерами своего дела.

Как вы относитесь к тому, что на основе ваших работ производятся схемы для вышивания, и люди вышивают ваши работы? 

Прекрасно отношусь к вышивке. Бесконечно уважаю рукодельниц, сама очень люблю шить, декорировать мебель, вязать, расписывать стекло и дерево... до вышивки руки не доходили. Возможно, теперь дойдут — интересно же вышить свою картинку!

Снежная дорога

 

К кому в гости направляется семья мышек из работы «Снежная дорога»? 

«Снежная дорога». Я себе представляла, что они идут в гости к дальней родне, поздравить с Рождеством, несут подарки. Дети в первый раз, волнуются... А поскольку зимой темно, то у них с собой фонарик-светлячок.

Весенний вечер

Из какого мира пришли 9 персонажей из работы «Весенний вечер»? Это феи, сказочные лесные обитательницы?

«Весенний вечер» — это про древяниц. Очень люблю этих персонажей славянской мифологии. По сути, это души деревьев в виде девушек с зелёными волосами. В античном мире их называли дриадами... У нас они прочно связаны со сменой времён года. Когда они просыпаются, просыпаются деревья, лес, приходит весна. Мне кажется, они дурашливые, беспечные, доброжелательные... как птицы весной. 


Возврат к списку


Купить в один клик

Отправить

Обратный звонок

Отправить